КУРТУАЗНЫХ МАНЬЕРИСТОВ
Орден Куртуазных Маньеристов основан 22 декабря 1988
Кавалеры
Более тысячи куртуазных стихотворений
Степанцов
Добрынин
Григорьев
Быков
Скиба
Вулых
Пеленягрэ
Бардодым
Поэтический Салон
Гостиная
Вырванные Страницы
Послушницы
Кибер-Адепты
Альков
Поэтический Конкурс
Книги
Фотоарт
Книги ОКМ
Медиа
Статьи
Фото
Звук
Пригласить
О сайте
Ссылки
Публикации
Кардшаринг
Цифровая печать: очевидные преимущества
Что такое ОКМ
Пресс-релиз ордена
... все публикации


Манифест ОКМ

Пеленягрэ: Эпоха куртуазного маньеризма

Боклерк: Избранники

Степанцов, Пеленягрэ: Российская Эрата

Скиба: Тамплиеры российской Эраты

Добрынин: Паладины невыразимого

Степанцов (интервью)

Добрынин (интервью)

Григорьев: интервью Лит. России

Григорьев: интервью "Эгоисту"

Григорьев: интервью Лит. России

Приходько: С корыстной целью вас очаровать

Шурыгин: Как упроителен в России маньеризм

Стрельцов: Гримасы изящной словесности

Рецензия на книгу Услады Киборгов

С корыстной целью вас очаровать

"Московская правда", 15 мая 2001 г.

В этой книге 400 страниц. Для поэзии много. Чтения не на один вечер. "Услады киборгов", сборник стихотворений литературной группы "Орден куртуазных маньеристов", издательство "ACT-ПРЕСС". Представлены: Вадим Степанцов, Виктор Пеленягрэ, Александр Скиба, Константэн Григорьев и Андрей Добрынин, поэты, о которых редко пишет критика, не публикуют толстые журналы... А.Добрынину принадлежат предисловие и послесловие, включающее цикл из 9 стихотворений, не перечисленных в содержании.

И я, честно говоря, прочёл этих авторов впервые. С большим недоверием. Думал, дуракаваляние.

Есть серьёзные, почти серьёзные и несерьёзные определения поэзии. Это ночь, леденящая лист, это двух соловьёв поединок. Античник Михаил Гаспаров в книге "Записи и выписки" (моя любимая, настольная) приводит определение К. Сандберга (это, видно, Карл Сэндберг, американский поэт): поэзия - "исповедь водного животного, которое живёт на суше, а хотело бы в воздухе",

Сказано обо всех, в особенности о романтиках и постромантиках. У нас постромантики начинаются с Ник. Некрасова, он гениально предвосхитил, предварил и угадал русскую поэзию XX века - в "опыте современной баллады", в "Убогой и нарядной", везде, везде. Тупицы, хулящие Некрасова, позорят только самих себя.

Новейшие стихотворцы делятся на две категории. 1) Те, что повернуты к читателю задом. 2) Те, что, наоборот, лицом.

Пятеро участников сборника, безусловно, вторая категория. Хотя декларируют крайнее небрежение. Четверостишие В. Степанцова, украсившее обложку: "Ты жаждешь морали, читатель? / Ты жаждешь развязки, конца? / Па-ашел бы ты на фиг, читатель, / плюю на тебя, подлеца!" - следует считать футуристическим манифестом-2001. Беспощадный в своём антибуржуазном пафосе А.Добрынин обзывает читателя хамом, в котором трудно найти отклик: "Вот мой читатель: глаза его мутны, / Идиотизма печать на лице. / Он подавляет зевок поминутно, / Словно укушенный мухой цеце". Кстати, эпатажное стихотворение льётся именно в некрасовском русле: "Жизнь привлекательных красок лишилась, / Годы своё, очевидно, берут, / И сочиненье стихов превратилось / Из развлечения в каторжный труд". Звучит свежей, чем иные заумно-звёздные поиски 90-х...

И не некрасовские ли "ефиопы - видом чёрные и как углие глаза" попали в стансы А. Добрынина к В. Пеленягрэ: "Сравнятся с ними (сородичами Пеленягрэ) в прохиндействе, / Пожалуй, только эфиопы, / Да и не нынешние даже, / а те, что жили до потопа"?

Пятёрка "маньеристов" - не отщепенцы без роду-племени. Легко проследить нити, связывающие их с предшественниками разного толка.

И, наверное, А.Скиба, пудрящий даме мозги в пароксизме мужской гордыни: "Я действовать не буду по Ростану / С корыстной целью вас очаровать. / Своих стихов я вам читать не стану. / Стихом мостить нечестно путь в кровать", читал не только Ростана, но и Ходасевича: "...Нельзя же силком / Девчонку тащить на кровать! / Ей нужно сначала стихи почитать, / Потом угостить вином" - и обменивается репликой с ним. В этот обмен вовлечён и К.Григорьев: "Сидели за столом красотки / ... / крича: "Стихов, еще стихов!" / Улыбки нежные дарили, / почти влекущие в альков" и т.д.

Пятёрка работает на пограничье лирики и сатиры. Это жанр Саши Чёрного, его хлёсткое словцо отозвалось на всех. В.Степанцов пародирует Юрия Кузнецова: "Шли дни, круша тела и лица, / и мы роптали на Творца, / и спирт, разбавленный водицей, / я пил из черепа отца", а происходит попойка в морге с девушкой Катей. И думаешь невольно: девушка из морга - не внучка ли медички, которую прозвали мадонной в "Городской сказке" Саши Чёрного: "Устала. Вскрывала студента: / Труп был жирный и дряблый / ... / Коллега! Возьмите варенья, - / Сама сегодня варила".

Предшественники - Бальмонт и Северянин, которому посвящено бархатное "Писать бы так, как Северянин!.." К. Григорьева. Это блатная и околоблатная песня, Есенин, Вертинский, Высоцкий. В послесловии не случайно помянут автор "Цветов зла" Бодлер, процитирован Марциал. А. Добрынин - глубокий и, по-моему, самый мрачный в пятёрке лирик - признаётся в любви к С. Надсону, и я его хорошо понимаю, в этом оппозиция к категории стихотворцев-шарадистов, разучившихся "ясно выражаться".

Саша Чёрный был женоненавистником. Ему принадлежат пародия на "Песнь Песней" и самый отталкивающий женский портрет в русской поэзии: "Волоса, как хвост селёдки, / Бюста нет - сковорода, / И растёт на подбородке - / Гнусно молвить - борода". У него же: "Навстречу шел бифштекс в нарядном женском платье".

Могут ли "куртуазные" быть женоненавистниками? Неприязнь к женщине, мизогиния - плод неврастении, спутницы XX столетия. У А. Добрынина идущая по пляжу дама выглядит так: "При ходьбе сотрясается складчатый торс, / Ягодицы - как чаши огромных весов, / Из промежности лезет седеющий ворс, / Выбиваясь из-под допотопных трусов", - и поэт мечтает уколоть ненавистную толстуху булавкой. В. Степанцов в программном "Любовь человека" называет любовь безумной стихией: "Прощай, покой, прощайте, деньги, / прощай, семейный тусклый быт! / Река любви в своем стремленьи (помните державинское "Река времен в своем стремленьи"? - В.П.) / пловцов о камушки долбит..." А.Добрынин поучает: "Как только увидел девицу - / Твердыней себя объяви / И яростно плюй сквозь бойницу / На голову жрице любви". О себе говорит: "В стране любви я - чужеземец". Это гипербола, как у Есенина: "В своей стране я словно иностранец", но не оговорка.

Есть в сборнике другие мотивы - эротические фантазии. Тот же А.Добрынин: "Я стал сниматься в жестком порно / ... / Позор актерского житья". Это то, чего жаждет самая широкая публика, шире уж быть не может. Для читателя изощренно вводится и уличная брань. Тонкий, восторженный К.Григорьев, самый северянистый из пятерки, признается, что грубостей настойчиво требует женская аудитория: "Глаза у девочек горят: / ведь им понравиться не сложно, - / их восхищает грубый мат..." И это есть успех. "Забыты и врождённый такт, / и чувство меры..." ("Рецепт успеха").

"Услады" - зрелая, мастеровитая книга. Изящный городской романс В. Пеленягрэ мечен нашими днями. В подборке из 12 стихотворений А.Скибы слабых нет. Мне жаль, что я уделил им мало места,

Найдутся желающие привлечь авторов за порнографию. Но я-то не из привлекающих. Да и что такое "порно"?

Лев Толстой порицал за порнографию "Последнюю любовь" Тютчева. Не спешите вступаться за Федора Ивановича, Кинорежиссёр в интимной сцене оголяет только очень молодых актеров. Тютчев нарушил табу: "Ты и блаженство и безнадежность" - это взятый крупным планом старик-наслажденец: ласкать подругу ему мешает немощь. Ибо сердце бьется слабо, чуя бренность и тщету.

Что толку упрекать авторов "Услад". Чем выше мораль, тем ниже нравственность.

Иногда слишком смелое становится завтра привычным. Опять, как тысячу лет назад. М. Гаспарову принадлежит рассуждение о Достоевском и Набокове: "...Как Достоевский взял криминальный роман и нагрузил психологией, так Набоков взял порнографический роман и нагрузил психологией; получилась "Лолита" и слава".

В "Усладах" порно нагружено иронической поэзией. Оно пародийно. Шокирует, смущает, ужасает, смешит. Расширяет горизонты искусства как человековедения.

Владимир ПРИХОДЬКО

Рецензия на книгу Услады Киборгов
 

баннер

 

 

ОКМ.ru

вадим степанцов :: дмитрий быков :: александр скиба :: александр вулых

Внимание: в настояшей версии сайта может присутствовать ненормативная лексика.
Copyright ОКМ © 2001-2017 Хостинг и Поддержка Ssmith, Движок: Sir Serge.