КУРТУАЗНЫХ МАНЬЕРИСТОВ
Орден Куртуазных Маньеристов основан 22 декабря 1988
Кавалеры
Более тысячи куртуазных стихотворений
Степанцов
Добрынин
Григорьев
Быков
Скиба
Вулых
Пеленягрэ
Бардодым
Поэтический Салон
Гостиная
Вырванные Страницы
Послушницы
Кибер-Адепты
Альков
Поэтический Конкурс
Книги
Фотоарт
Книги ОКМ
Медиа
Статьи
Фото
Звук
Пригласить
О сайте
Ссылки
Публикации
Кардшаринг
Цифровая печать: очевидные преимущества
Что такое ОКМ
Пресс-релиз ордена
... все публикации


Манифест ОКМ

Пеленягрэ: Эпоха куртуазного маньеризма

Боклерк: Избранники

Степанцов, Пеленягрэ: Российская Эрата

Скиба: Тамплиеры российской Эраты

Добрынин: Паладины невыразимого

Степанцов (интервью)

Добрынин (интервью)

Григорьев: интервью Лит. России

Григорьев: интервью "Эгоисту"

Григорьев: интервью Лит. России

Приходько: С корыстной целью вас очаровать

Шурыгин: Как упроителен в России маньеризм

Стрельцов: Гримасы изящной словесности

Константин Григорьев отвечает на вопросы Марины Елисеевой (газета "Литературная Россия").

Мы с тобой настолько давние друзья, что можем себе позволить говорить искренне, даже если наша беседа станет "достоянием гласности". Зная тебя, я знаю, что ты человек ничего особенно скрывать не склонный. А потому мне хотелось бы вернуться к той теме, которую мы с тобой не раз обсуждали. Мне кажется, она волнует многих наших коллег писателей. Почему получается так, что при всей известности, твоей, к примеру, ты не обрел чисто материального благополучия? Судя по форуму на сайте Ордена, тебя любят, ценят и знают очень многие. Но ты по-прежнему отнюдь не "в шоколаде"…

- Думаю, что это - долгий и извилистый путь, говоря словами Маккартни. Я люблю приводить примеры, тогда многое становится на свои места. Взять тех же "Битлз" или "Куин", например. Все с чего-то начинали, если их папы не были миллиардерами, начинали с самых низов. Много работали и упорно шли к вершине. Да, да, вкалывали и надеялись чего-то добиться. Схема довольно проста - человек написал хит, поймал что-то общечеловеческое, потом написал ещё ряд хитов. У человека появилась слава, появились деньги. Работа продолжается - ещё более изматывающая. Надо давать концерты, ездить на гастроли, писать новые книги, новые хиты. Сумасшедший темп выдерживают не все. Человек решает проблему с жильём, обзаводится дорогими машинами, активно тусуется. Накапливается усталость. Оргии, поклонницы и поклонники, алкоголь. Многие для поддержания в себе работоспособности начинают принимать наркотики. Примеры - Курт Кобэйн, "Депеш мод". Вот Кобэйн поднялся резко и явно был к этому не готов. Стивен Тайлер и Дэйв Гэен годами жрали наркоту и гастролировали, потом ухлопали уйму денег на лечение. Теперь что касается меня. Сложность ситуации в том, что я - поэт, больше литератор, чем человек из шоу-бизнеса. Я пишу песни, у меня есть группа, но писать, как пара моих приятелей, неискренние тексты для нашей попсы не очень-то рвусь. Приятели мои как раз-таки теперь "в шоколаде", но они сами люди попсовые, не могут жить без тусовок. Я их понимаю, но это - их путь, а у меня - свой путь. Путь уникальный, только мой. Пройти следом за приятелями не получится - меня туда не пустят, зачем им конкуренты? Правда, иногда им самим уже лень сочинять, меня просят, выступая в роли посредников, то есть - я напишу, они текст впарят, я получу немного денег, они - больше. Вот такие бывают варианты. Не рвусь быть таким литераурным "негром". Как поэт я состоялся. С 1988 года по 2004 живу в Москве, это 17 лет гастролей и концертов (без наркоты, замечу, только алкоголь), это женщины и аншлаги, это громадное количество опубликованных стихов. Всё было - и роман мой вышел, и в фильмах я снимался, и со знаменитостями гулевал, и 10 моих песен официально вышли большим тиражом. Самое главное - я продолжаю упорно трудиться. У меня есть чёткий план на каждый месяц - столько-то стихов сочинить, столько-то песен в домашней студии записать, нарисовать несколько электронных или бумажных картин, ещё роман очередной пишу. Предыдущий - "2002 год, или Я - куртуазный маньерист" - я только в электронном виде распространял. Это мемуарного плана роман. Вот мой путь. Правда, два года я жил за счёт творчества, а теперь хожу на службу, так как снимаю квартиру в престижном районе, на Таганке. Но кто знает, долго ли я буду служить. Работа мне нравится - я редактор-корректор в интернет-издании, сижу в офисе за компьютером, свои дела делать успеваю. То есть, я не жалуюсь на судьбу, я сейчас всем доволен, живу в согласии с собой. У меня сейчас, возможно, самые счастливые дни и годы. Жив-здоров, сочиняю, у меня есть почти всё, что мне нужно - честно заработанные деньги, большие коллекции книг, фильмов и музыки, рок-прессы, в доме уйма техники (компьютер с Интернетом, магнитофоны, телевизоры), музыкальные инструменты, собственная мини-студия (записано мной более 20 только компакт-дисков с группой и в одиночестве), большой гардероб. Мне комфортно. Чего нет - своего жилья, это да. Машина мне не нужна пока что. Я не тусовщик, я люблю одиночество, но бедным я себя не считаю. И горжусь всем, что мной создано. Вообще, всё ведь относительно - завтра небогатый человек может выиграть в казино или найти щедрого мецената и махом решить все свои проблемы, а бывает и так, что человек "в шоколаде" оказывается за тюремной решёткой, или его убивают, или он в аварию попадает, или раком заболевает. Нужно ценить то, что имеешь сейчас, честно жить и трудиться на всех фронтах, не нужно делать людям зла. Вдруг завтра кирпич на голову упадёт - а тебя и добрым словом не вспомнят. Нужно учить себя никому не завидовать, меньше злиться и стараться реально помогать людям, если есть желание и возможности. Что-то я разговорился, но очень уж тема интересная. Ещё вот что. Диоген жил в бочке, его до сих пор помнят, а богачей того времени не всех помнят. Важно, что за ценности у человека. И ещё - если человек родился в очень богатой семье, сможет ли он выбрать собственный путь? Иногда важно пройти тяжёлый путь с самого низа на самый верх, с нуля свою жизнь сделать - жизнь, которой ты будешь гордиться. Проблемы должны быть - решая их, человек учится бороться за себя, учится на своих ошибках. А самое ужасное - унылая скучная жизнь, даже при больших деньгах. Мне искренне жаль богачей, не знающих то, что знаю я - радости творчества, именно сочинения стихов и музыки. Мне повезло, что я стал поэтом и музыкантом. Я никогда не скучаю. Не умею. Подведём итог. Есть люди богаче меня, есть люди беднее меня. Каждый день тысячи людей умирают на планете, я пока живу. Уже спасибо надо сказать высшим силам. Я чётко осознаю уникальность своего пути. Кроме жилищной проблемы, все прочие проблемы я, кажется, уже решил. Деньги есть, в творчестве всё успеваю, планов громадьё - так что не жалуюсь. Балую себя, всё время что-то покупаю. И найти бы мне мецената с умной головой. Не спонсора, который рассчитывает на прибыль, а именно мецената. Не то чтобы я такой хитренький, просто меценат - мечта любого творческого человека. Я сейчас мало чего боюсь - только что разве без жилья останусь. Но иные люди всю жизнь снимают квартиры, ничего. Моя излюбленная система плюсов и минусов помогает мне разложить любую проблему на детали и обдумать их. Минусы надо исправлять, а все мои плюсы-то - при мне, никуда не делись они. Те, кто "в шоколаде", платят за свой успех, точно так же, как и все люди. Иногда лучше иметь поменьше и быть духовно побогаче.

Я часто думаю о конформизме. И не просто как о явлении, а о той удивительной способности приспосабливаться к любым реалиям, которая есть у некоторых бывших аутсайдеров. Как-то смотрела очередной "Апокриф" и просто поражалась. Сидят люди, ставшие известными, популярными и так далее, и на полном серьезе утверждают, что андерграунд мертв. Получается, что если они сами уже выбрались на поверхность, то больше "там" никого не осталось, во всяком случае, достойного упоминания. А ведь это не так, и они это знают. Но к чему порождать конкуренцию? Так что ли?

- Думаю, что так. Ещё думаю, что 90 процентов людей всё это понимают. Кто где врёт, зачем и почему. Но задумываются - а почему они врут? А, затем-то. Сделав такой вывод, большинство людей успокаивается. Не веря телевизору, но сделав зарубку в памяти - ага, вчера врали по ящику про смерть андерграунда. И зрители переключаются на другие, более важные для них, дела. А ведь андерграунд был, есть и будет всегда. Можно быть наверху, но в нём. Взять Шумова Василия. Он делает своё уникальное дело, искренне делает, опережая время. При этом он вполне известен и не бедствует. Он делает настолько штучный товар, что конкурентов у него быть не может. Конкуренты есть там, где ценности одинаковы. Шумов тоже, я думаю, одиночка. Не нужны ему в Америке тусовки с голливудскими кинозвёздами, смокинги и прочее. Он медленно, годами, делает своё дело, став культовой личностью. Не он уже гоняется за издателями своих творений, а сами люди ищут, что он нового сочинил. Гигантское количество рок-групп в одной только Москве пребывает в полном забвении, но они же есть! Вот и андерграунд. Правда, не все эти группы талантливы. Увы, серятины тоже хватает. Таким и не подняться никогда. Но я знал группу хорошую, которая всегда играла в одном клубе, годами, а потом вокалист её погиб. Осталось три альбома от них. То есть, группа родилась в андерграунде, жила там, там и умерла. Хотя были попытки подняться выше. И до сих пор эту культовую группу мало кто знает. А если ты идёшь вверх, начинается борьба, там-то и начинается конкуренция, конечно. Там уже все тёплые места заняты. Одних зовут в телевизор поврать, других - не зовут. Это всё связи, тусовка, звёзды и их детки. Им всем удобно считать, что они и есть сливки общества, а на дне копошатся типа сплошь неудачники.

Прежние ценности давно забыты. И кажется смешным наивное утверждение Окуджавы: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке". Мы все стали одиночками? Может быть, это просто усталость? Или безразличие? И обреченная уверенность в том, что нам не на кого надеяться, кроме самих себя, и что никто не протянет руку, чтобы помочь?

- Усталость, конечно, накапливается с годами. Приоритеты меняются. Но от общества никуда не денешься. Время от времени всё равно берёмся все за руки. Я как поэт обычно выступаю с друзьями, так у нас повелось. Сольных концертов у меня было только два-три. В группах со мной тоже люди играли и играют. Но что потом, после концерта? Взялись за руки, да, заработали вместе, как волки поохотились вместе, стаей. А потом каждый волк идёт к своей волчице, добычу тащит ей. Или волки вместе пируют. Но не каждый же день пировать. Я сейчас просто отбиваюсь от людей, от гостей, мне нужно сочинять. Тут просто необходимо уединение. Как сказал Ж.-П. Рихтер, "всё достойное уважения создано в уединении, то есть вдали от общества". Я ценю своё время и не трачу его попусту. Один мой знакомый поэт даже чтение книг называет "процессом самообразования". То же самое касается музыки и кино. Нужно выкраивать время для самообразования, для творчества, а времени мало, всё хочется успеть. Поэтому мне жаль тратить время на тусовки клубные, хотя они могут быть очень полезны в плане важных знакомств. У меня сейчас период активного сочинительства. Потом, надеюсь, настанет период активного продвижения того, что я сочинил. Но не сейчас. Не трогайте Костю, Костя пишет. Тсс. Насчёт помощи - сейчас одна певица просит, чтоб я помогал ей записываться. Не хочет понимать, что мне совершенно не до неё. Из-за неё я свои дела не успею сделать. Но я желаю ей добра. Только чтоб не у меня записывалась. Не сейчас. Возможно, этот альянс принёс бы мне какие-то блага в будущем, не знаю. Но это работа, на которую у меня нет времени. Серъёзная работа. Может быть, позже возьмусь. Вот пример - помочь бы надо, а времени нет оказывать помощь. Можно ли меня упрекать за это? Нет. Пусть эта певица найдёт людей, у которых куча свободного времени, которым скучно, а я вот дико занят.
Кстати, одиночка может быть озлоблен, настроен пессимистично. Я вот уже не пессимист. Период депрессий прошёл - он был, и он тоже был нужен. Мне одиночество важно иметь для того, чтобы потом на концертах и в книгах, музыкой своей радовать людей.

Мне очень нравится один момент в фильме "Адвокат дьявола", когда Аль Пачино говорит: "И все-таки тщеславие - мой любимый грех…" Но можно ли реализовать себя, как писателя, если этого "греха" за тобой не водится? В конце концов, мы все делаем не просто для себя, как говорилось когда-то "пишем в стол", нет, мы хотим, чтобы то, что мы делаем, доходило до людей. Страшно, наверное, другое. Когда то, что делается, не реализуется. Бывает так, что руки опускаются, и ты спрашиваешь себя - а на черта я все это делаю? И кому все это нужно?

- Если этого не пройти, по-моему, ничего путного и не создашь. "Under pressure", испытать давление, а потом понять, куда именно ты со дна стремишься вынырнуть, какую цель ты преследуешь. И опять же - про периоды. Сейчас я именно "пишу в стол". Море стихов и песен (20 только CD, не говоря про магнитоальбомы!) не опубликовано. Зато песни пишутся. Успокаиваю себя тем, что пока высшие силы "кислород не перекрыли", надо сочинять. Вдруг потом испишусь? Сочиняю - а потом реализую. Я уверен - ВСЁ БУДЕТ РЕАЛИЗОВАНО, нужно ждать. При первой же возможности я займусь продвижением своего творчества, а пока произвожу продукцию. Не будет её - не будет и чуда. Нечего будет предложить издателям попросту. Всё сочиняемое людям нужно - если это талантливо, разумеется. Значит, найдут, опубликуют, откомментируют. Хотелось бы при жизни, но уж как сложится. Впрочем, есть же Интернет. Можно там всё выложить. Уже не "в стол", выходит. Миллионы людей туда и кинулись. Среди них - множество графоманов, но есть и талантливые люди, живущие далеко отсюда. Это мы живём в Москве, нам завидуют многие. Небось, говорят: "нам бы ваши проблемы". Интернет показал, как же дофига на свете людей сочиняющих. Если взять конкретно мегаполисы, Москву взять, то здесь надо каждый день о себе напоминать. Скажем, группа написала хит и прошумела. Следующий этап - Москва. Хорошо, удачно покорили. А наутро - раз, и оказывается, что Москва вас уже переварила, ребята, с вашим хитом, забыла и теперь кинулась на новую группу. Её переваривать. Сколько было таких примеров… Выживают лишь те, кто сочиняет постоянно, много трудится, у кого есть воля, упорство и толковый продюсер. А тысячи групп уже забыты и пошли на дно. Ушли в прошлое, вымерли. То же самое касается и литературы. Сколько же можно писать? Уже всё лучшее вроде бы написано? Нет, садись-ка и сочиняй ещё более лучшее. При этом не подсядь на стимуляторы. Так можно спиться и годами кричать - я же когда-то хит сочинил. Тебе справедливо возразят - да, было дело, а сейчас что у тебя есть новенького? Ничего?! А вот у Васи есть. Так что - гуд бай. Каждый день буквально нужно о себе напоминать.

Мне кажется, что ради собственного удовольствия, как ни крути, пишут только графоманы. А на самом деле, писать - это адский труд, в любом случае, даже если это дается тебе легко. Легко ведь только на первый, непосвященный взгляд. И совсем не многие выдерживают пытку "отказов" и отрицательных рецензий. Если это случается, как не утратить веры в себя? И вот тогда, наверное, и нужны коллеги-друзья, не дающие впадать в депрессию. Или самим справляться, гордо заявляя: "Это мои проблемы"?

- Если творчество приносит удовольствие, это и есть самое главное. Уже дорогого стоит. Отрицательные рецензии и отказы ничего не значат, если ты знаешь цену своему сочинению, не сомневаешься в его мощи. Надо искать других людей. Мой знакомый написал блестящий роман, год бегал по издательствам. Убедился, что иногда рукопись возвращают даже непрочитанной. Не нужно, мол, нам этого, у нас на десять лет вперёд наша ТУСОВКА заряжена. Так роман и не вышел (выложен только в Интернете). При этом романист твёрдо знает, что написал всё здорово, лучше не бывает. И продолжает борьбу. Вот, кажется, ему повезло - заключил договор, роман обещали наконец-то напечатать. Правда, опять всё затянулось. Год скитаний по издательствам трудно забыть, но вот, нашлись люди. Повторюсь - есть время сочинять, есть время пристраивать рукопись. В идеале этим вообще должен не писатель заниматься, а его агент. Первый роман Стивена Кинга нигде не брали, потом жена пристроила. Пришли деньги и слава.
Веллера долго не печатали, теперь кругом его книги. Дождался. Соснора - то же самое.

Если бы тебе представилась возможность опубликовать миллионными тиражами все, что ты сделал, получить за это кучу денег и мировую славу, но потом ничего и никогда ты не смог бы написать, тебя такой вариант устроил бы? Вот такой соблазн. Только представь себе - все проблемы были бы решены…

- Думаю, я бы искал какой-то компромисс. Ибо, хоть и звучит по-дурацки, не могу не сочинять. Это же огромное счастье - быть творцом. Мне физически нравится песни аранжировать и записывать, возиться со звуками, нравится в романе или в этом вот интервью высказывать то, что думаю. Стихи писать нравится, но меньше. Тяжелое это дело. Хотя бывает, что само прёт, не остановишь. Насчёт миллионов и прочего - многие творцы пытались так делать. Никольский вот заявил - больше ничего точно не буду сочинять, зачем? Всё лучшее я написал, остановлюсь. Могу его понять, но удастся ли ему НЕ сочинять - это вопрос. Боюсь, остановить ЭТО нельзя. Творчество - само по себе наркотик, как сказал Стивен Тайлер из "Aerosmith" после излечения от наркоты и алкоголя. Вообще-то, он прав. Мне постоянно нужна доза творчества, особенно музыкального - музыку я считаю более высоким искусством, чем любые словеса. Напишешь песню и счастливый прыгаешь по комнате - йес, удалось, ай да сукин сын! Ещё - Джон Леннон пытался уйти от творчества тоже. Жил с Йоко, имея 15 миллионов долларов в начале восьмидесятых, сам пёк хлеб, ухаживал за маленьким сыном. Гордо заявлял, что "хватит печь блины" (то есть пластинки). И что же - это интервью (знаменитое, журналу "Плейбой", 1980 год) он давал именно в связи с тем, что они с Йоко решили наконец-то выпустить новый альбом! Потому что ЭТО невозможно остановить. А, значит, и спрос на твоё творчество будет. Мне импонирует то, что до сих пор, имея много миллионов и давно решив все свои проблемы, гастролируют по миру Уотерс и "Роллинг Стоунз". Первый в мире миллиардер-музыкант Пол Маккартни гастролирует, хотя мог бы уже совсем ничего не делать. Но как ничего не делать? Даже если человек лежит на диване, он думает, что-нибудь читает или смотрит. Ничего не делать невозможно попросту, так уж лучше делать то, в чём ты наиболее талантлив. Кстати, мне понравилась чья-то мысль, что юность, зрелость и старость - всё это в человеке одновременно существует. Юность не прошла совсем, часть души всегда там. И тот же Маккартни в свои 60 может быть юн душой. К тому же клетки организма примерно раз в десятилетие полностью обновляются, говорил мне 80-летний Михаил Танич, выглядящий на удивление бодро и свежо. Вот какие мы сложные и умные машины. Будем же юными, будем стараться не делать другим людям зла и не будем впадать в уныние. Уныние - это большой грех. Жить нужно уютно, не лениться, чаще улыбаться и хорошо делать главное дело свой жизни. Настраивать себя нужно не на худшее, а на лучшее, а я обычно делал наоборот. Мне стали говорить - нет, настраивай себя на лучшее, тогда ты его и дождёшься. Вряд ли это самообман - я хочу этого самого лучшего, и мне кажется, не без оснований. Слишком много я всего сделал, теперь пора бы и вознаграждения всяческие получать. Вот так я думаю сейчас, в сентябре 2004 года, будучи упитанным мужчиной в полном расцвете сил и таланта. Спасибо за интересные вопросы. Константэн Григорьев.

 

баннер

 

 

ОКМ.ru

вадим степанцов :: дмитрий быков :: александр скиба :: александр вулых

Внимание: в настояшей версии сайта может присутствовать ненормативная лексика.
Copyright ОКМ © 2001-2017 Хостинг и Поддержка Ssmith, Движок: Sir Serge.